05 августа 2019
В начале августа старший преподаватель кафедры "Окружающая среда и химические технологии" Наталья Ильинична Матвеева отмечает сразу два юбилея: круглый – свое 70-летие и полукруглый - 15 лет работы в ИнЕУ.
Цифры вроде значительные, за ними видится убеленная сединами ученая дама. На самом деле, перед нами милая, внимательная, очень энергичная женщина средних лет. Опытный педагог, наставник молодых, умный коллега и великий труженик. Она всегда в поиске, вечном труде. Лев Николаевич Толстой дал такое определение хорошему педагогу, « … ему (учителю) достаточно иметь всего только два качества: – большие знания и большое сердце.» У Натальи Ильиничны и того и другого в избытке: талант, душевная теплота, методическое мастерство, эрудиция, чуткость, терпение и просто неиссякаемая энергия.
А запустил этот «вечный двигатель», по признанию Натальи Ильиничны, ее отец Илья Платонович Матвеев, мастер был на все руки. Он внушал своей малышке: ты должна работать так, чтоб не только сама передовая была, но и все предприятие, где ты трудишься, стало передовым.» Это напутствие «красной нитью» проложено Натальей Ильиничной по всей линии жизни.
- Я из многодетной рабоче-крестьянской семьи, к 1952 году нас осталось шестеро из одиннадцати детей. Отец – слесарь-механик, работал буровым мастером. Мама Феодосия Терентьевна - вела дом. Они оба с Шемонаихи Восточно-Казахстанской области из раскулаченных семей, так что учиться у них возможности не было. Отец окончил всего четыре класса, но знания имел фундаментальные, и руки у него были золотые: знал и механизмы, и столярное дело, и электрику. Мама, не смотря на беспокойное хозяйство, много читала, любила слушать оперы и оперетты, правда только на пластинках. Всем шестерым детям, они дали высшее образование: у нас в семье есть и педагоги, и врачи, и инженеры.
Из рассказа Натальи Ильиничны, к моему удивлению, стало ясно, что в юности к образованию эта девочка - «сорви голова» особо не стремилась. Ей хотелось побыстрее стать взрослой, самостоятельной.
- Я предпоследний - пятый ребенок, за мной еще младший брат на три года моложе. Хозяйство большое, старшие на учебу разъехались, а я была в доме главный помощник. Забавы мальчишеские: на велосипеде, на моторной лодке гоняли, Иртыш переплывали.. Отец меня научил всему: и косить, и строгать, и пилить, и паять, и по электричеству… По принципу: глаза боятся - руки делают.
Любое дело, за которое бралась, Наталья Ильинична не из-под палки делала, а со сноровкой и интересом. После школы пошла работать на Павлодарскую швейную фабрику имени «8 марта». Говорит, получала в два раза больше подруг. Постоянно внедряла, какие-то усовершенствования, знала все профессии фабрики, весь технологический процесс. В 19 лет стала членом партии, депутатом городского Совета, председателем профкома. Сохранились портреты в рамках, что вывешивали, как передовика производства, на городскую, областную Доску Почета. Была избрана делегатом 15 съезда Компартии Казахстана. Вот такая труженица – активистка! Но, думаю, что это в первую очередь любознательный, неугомонный характер Натальи Ильиничны, ненасытная жажда постигать новое, ну и, конечно, отцовский наказ.
- Зарплата отличная, замуж вышла, сына родила. Зачем мне высшее образование, думала. К тому времени уже 11 лет я отработала. Но на фабрике у нас сменилось руководство, пришла новый директор – Митейко Нина Васильевна. Вот она нас собрала передовых девочек и сказала: Надо! Надо, значит надо. Поехала учиться по направлению от производства.
В 1982 году Наталья Ильинична окончила Джамбульский технологический институт легкой и пищевой промышленности, по специальности «инженер-экономист» с квалификацией «Экономика и организация предприятий производства товаров широкого потребления». Диплом защитила на «отлично», и была назначена заместителем начальника планового отдела фабрики. Однако работа в плановом отделе показалась энергичной Наталье слишком размеренной и спокойной. Не по ее беспокойному характеру. Вот она сама себя и сократила.
- Дали мне первое задание: рассчитать техпромфинплан. Месяца не прошло, я его готовый начальнику принесла. Он сначала просто удивился. Потом рассчитала, что для эффективной работы планового отдела достаточно трех человек, остальных трех надо сократить. И меня в первую очередь. Посоветовала эти ставки технологам отдать – там живая работа.
Наталья Ильинична отнесла расчеты директору фабрики. Директор приняла во внимание предложение и… перевела дипломированного экономиста инженером по новой технике и рационализации.
-Вот это было интересно! – рассказывает Наталья Ильинична. - Я заключала договоры с научно-исследовательскими институтами, заказывали новые поточные линии, выписывали новейшее оборудование «ПФАФФ», «Джуки», которое и шило, и обметывало сразу. Производительность сумасшедшая. Здесь было движение, и работу свою сразу видишь. Кроме того, на фабрике создали малое предприятие Казахстан - Германия - Канада, которое тоже приносило прибыль. Она шла на развитие предприятия и инфраструктуры. Меня избрали освобожденным председателем профкома. Тут уж скучать не приходилось. На фабрике тогда работало более тысячи человек. Производство наше было прибыльным, и поэтому мы много строили: новое здание фабрики, детский сад, общежитие, кооперативное жилье. С нашими «девочками», которые сейчас уже на пенсии, мы и теперь встречаемся, переписываемся, так они до сих пор вспоминают, благодарят.
В 1991 году начались трудные времена для всей промышленности, и фабрика имени «8 марта» не была исключением, производство встало. Все остались без работы.
-Муж у меня преподавал в университете высшую математику, зарплату там задерживали по полгода. У меня дети на руках, тогда второму сыну было шесть лет - надо было как-то выживать. На семейном совете мы приняли решение переехать в деревню.
Начался новый этап в жизни Натальи Ильиничны. Этап трудный, но такой же интересный и бурный. Дом купили в селе Григорьевка на берегу Иртыша. Переехав с чадами и домочадцами, неугомонная Наталья Ильинична сразу начала «вить гнездо»: приобрели сначала одну корову, потом вторую, развели более мелкую живность, сад-огород само собой, заготовка кормов, уборка урожая и прочие сельские радости. Все это требовало времени, заботы и немалых усилий. Однако Наталье Ильиничне домашнего хозяйства было недостаточно. Она пошла работать в местную школу. Шел 1993 год, тогда многие специалисты, учителя уехали, кто в Германию, кто в Россию. Школе нужны были кадры: трудовик, историк, географ. Наталья Ильинична, пройдя квалификационную подготовку, преподавала и историю, и географию, и валеологию, и экономическую культуру, и труды.
- Это все предметы я сама знала неплохо. Я никогда не бралась за то, что не знаю, например, химию или физику. Преподавала труды. Девочки учились шить, вязать. Вы же знаете, в 90-е годы ничего не было, так мои ученицы, с удовольствием рукодельничали, шили себе юбки, платья, купальники, вязали носки. Мальчики под моим руководством строгали, пилили, учились работать на столярных, токарных станках. Делали нужные в домашнем обиходе предметы: носилки, табуретки, скворечники. Наука отца мне очень пригодилась во всех отношениях.
Кроме уроков, Наталья Ильинична с ребятами занималась разноплановой исследовательской работой. Перед отъездом в Германию коллега Шерман отдала ей документы школьного КИДа -клуба интернациональной дружбы. И в них Наталья Ильинична обнаружила информацию, что Григорьевская школа имеет большую историю и построена в 1900 году. Решили проверить эти сведения. Обратились в областной архив, в краеведческий музей, но нигде подтверждения не нашли. Краевед Эрнест Соколкин посоветовал поехать в Омск. Именно там, в архиве, удалось выяснить, что 1900 году было построено отдельное школьное здание, а сама школа была основана в 1873 году при общественном доме. Собрав большое количество информации, исторических документов и экспонатов в школе был открыт краеведческий музей, зарегистрированный по всем правилам. А в 2003 году Григорьевская школа широко отметила свое 130-летие, с приглашением иностранных гостей и получением полезных для учебного процесса подарков.
-В нашем школьном краеведческом музее была представлена вся история края, начиная со времени саблезубых тигров и до наших дней. Ведь в Григорьевке находится Красный Яр – второй «Гусиный перелет», захоронения каймаков и кипчаков VII-VIII веков. Мы с ребятишками находили глиняные черепки, кости животных, серебряные украшения и даже меч. Я отвезла наши находки историку Артуру Карловичу Мерцу в институт. Он был в восторге и организовал экспедицию. Мои школьники тоже принимали участие в археологических раскопках. Радости их не было предела. Наш школьный краеведческий музей 2005 году занял первое место среди школ области, а 2006 году - по республике. К сожалению, сейчас от этого музея мало что осталось.
Сказать, что Наталья Ильинична не привыкла сдаваться, ничего не сказать. Вот вам еще такая история, подтверждающая упорство и целеустремленность нашей юбилярши. В 1997 году в школе сменилось руководство. Пришла некая дама – назовем ее Сайран Ахтановна. Она сначала уволила весь персонал, приняв на работу своих родственников. Затем добралась и до педагогов. Наталью Ильиничну новый директор тоже собралась уволить, мотивируя это тем, что у нее нет педобразования. Но, что называется, не на ту нарвалась.
- Я решила получить второе высшее образование - педагогическое. Приехала в Павлодар, в институт, и встретила там Веру Константиновну Омарову, зав кафедрой. Она говорит: зачем вам второе высшее, поступайте в магистратуру. Ее только открыли тогда –в 1998 году. Я поступила и в 2000-ом, в 50 лет, получила красный диплом магистра педагогики и психологии. Директору крыть было нечем, и я осталась преподавать в школе, единственный магистр в Григорьевской школе. Кстати, я даже благодарна той директрисе, которая меня хотела уволить, - смеется Наталья Ильинична.
Стоит заметить, что параллельно с преподавательской деятельностью, школьными страстями и учебой в магистратуре Наталья Ильинична свое хозяйство не только не бросила, но и развивала. Для этих целей взяла даже кредит в Агропромбанке.
-Я одиннадцать голов в стадо гоняла, - с гордостью рассказывает юбилярша. - И лошадь своя была, и бараны, и козы ангорские, и куры, гуси, индоутки. На вопрос: кто же это все обслуживал? Последовал удивленный ответ: я, в основном. Муж в городе работал, приезжали с сыновьями больше по выходным. Помогали, конечно, но в 2005 – муж скомандовал: возвращаемся в город.
Переехав в Павлодар, Наталья Ильинична пришла работать в ИнЕУ на кафедру, которая тогда называлась «Агробизнес и экология», ее возглавляла Людмила Ивановна Проскурина.
- ИнЕУ - это был совершенно новый уровень. Я очень благодарна за поддержку Шолпан Шопиевне Хамзиной, Татьяне Евсеевне Затворницкой, Елене Михайловна Энсс, Марине Михайловне Поух и всем коллегам, которые сразу приняли меня в свой дружный коллектив. В ИнЕУ я сразу почувствовала себя на своем месте.
Сейчас Наталья Ильинична преподает экологию и ОБЖ, охрану труда, пожарную безопасность, экологию транспорта и городских сетей, аварийно-спасательное дело, БЖД на кафедре «Окружающая среда и химические технологии». Важными качествами ее личности является наполненность жизненной силой, энергия добра, упорство в достижении намеченных целей. Всем этим она щедро делится со своими студентами. И результаты говорят сами за себя. Ее ученики ежегодно в числе победителей и призеров международных предметных и интернет- олимпиад, выпускники занимают ведущие позиции в организациях, в которых трудятся. Студенты Натальи Ильиничны говорят, что им однозначно повезло с преподавателем. Она уверена, что научить можно только тому, что интересно самой.
- Я считаю, что искренняя и не эгоистическая заинтересованность педагога в процессе передачи знаний – необходимейшее условие. Если предмет или процесс обучения не интересен самому преподавателю, он не сможет заинтересовать студентов в результате. Педагогический труд Натальи Ильиничны отмечен большим количеством премий, грамот, дипломов, благодарственных писем от МОН РК, работодателей и университета.
Дорогая Наталья Ильинична! Сердечно поздравляем с юбилейным Днем рождения! Пусть Ваш педагогический талант, душевная щедрость еще долго остаются маяком для ваших студентов и коллег. Примите от нас искренние пожелания всего хорошего: здоровья, большого человеческого счастья, всех земных благ.
Наталья Ильинична Матвеева: «Просто нужно любить то, что делаешь»

Цифры вроде значительные, за ними видится убеленная сединами ученая дама. На самом деле, перед нами милая, внимательная, очень энергичная женщина средних лет. Опытный педагог, наставник молодых, умный коллега и великий труженик. Она всегда в поиске, вечном труде. Лев Николаевич Толстой дал такое определение хорошему педагогу, « … ему (учителю) достаточно иметь всего только два качества: – большие знания и большое сердце.» У Натальи Ильиничны и того и другого в избытке: талант, душевная теплота, методическое мастерство, эрудиция, чуткость, терпение и просто неиссякаемая энергия.
А запустил этот «вечный двигатель», по признанию Натальи Ильиничны, ее отец Илья Платонович Матвеев, мастер был на все руки. Он внушал своей малышке: ты должна работать так, чтоб не только сама передовая была, но и все предприятие, где ты трудишься, стало передовым.» Это напутствие «красной нитью» проложено Натальей Ильиничной по всей линии жизни.
- Я из многодетной рабоче-крестьянской семьи, к 1952 году нас осталось шестеро из одиннадцати детей. Отец – слесарь-механик, работал буровым мастером. Мама Феодосия Терентьевна - вела дом. Они оба с Шемонаихи Восточно-Казахстанской области из раскулаченных семей, так что учиться у них возможности не было. Отец окончил всего четыре класса, но знания имел фундаментальные, и руки у него были золотые: знал и механизмы, и столярное дело, и электрику. Мама, не смотря на беспокойное хозяйство, много читала, любила слушать оперы и оперетты, правда только на пластинках. Всем шестерым детям, они дали высшее образование: у нас в семье есть и педагоги, и врачи, и инженеры.
Из рассказа Натальи Ильиничны, к моему удивлению, стало ясно, что в юности к образованию эта девочка - «сорви голова» особо не стремилась. Ей хотелось побыстрее стать взрослой, самостоятельной.
- Я предпоследний - пятый ребенок, за мной еще младший брат на три года моложе. Хозяйство большое, старшие на учебу разъехались, а я была в доме главный помощник. Забавы мальчишеские: на велосипеде, на моторной лодке гоняли, Иртыш переплывали.. Отец меня научил всему: и косить, и строгать, и пилить, и паять, и по электричеству… По принципу: глаза боятся - руки делают.
Любое дело, за которое бралась, Наталья Ильинична не из-под палки делала, а со сноровкой и интересом. После школы пошла работать на Павлодарскую швейную фабрику имени «8 марта». Говорит, получала в два раза больше подруг. Постоянно внедряла, какие-то усовершенствования, знала все профессии фабрики, весь технологический процесс. В 19 лет стала членом партии, депутатом городского Совета, председателем профкома. Сохранились портреты в рамках, что вывешивали, как передовика производства, на городскую, областную Доску Почета. Была избрана делегатом 15 съезда Компартии Казахстана. Вот такая труженица – активистка! Но, думаю, что это в первую очередь любознательный, неугомонный характер Натальи Ильиничны, ненасытная жажда постигать новое, ну и, конечно, отцовский наказ.
- Зарплата отличная, замуж вышла, сына родила. Зачем мне высшее образование, думала. К тому времени уже 11 лет я отработала. Но на фабрике у нас сменилось руководство, пришла новый директор – Митейко Нина Васильевна. Вот она нас собрала передовых девочек и сказала: Надо! Надо, значит надо. Поехала учиться по направлению от производства.
В 1982 году Наталья Ильинична окончила Джамбульский технологический институт легкой и пищевой промышленности, по специальности «инженер-экономист» с квалификацией «Экономика и организация предприятий производства товаров широкого потребления». Диплом защитила на «отлично», и была назначена заместителем начальника планового отдела фабрики. Однако работа в плановом отделе показалась энергичной Наталье слишком размеренной и спокойной. Не по ее беспокойному характеру. Вот она сама себя и сократила.
- Дали мне первое задание: рассчитать техпромфинплан. Месяца не прошло, я его готовый начальнику принесла. Он сначала просто удивился. Потом рассчитала, что для эффективной работы планового отдела достаточно трех человек, остальных трех надо сократить. И меня в первую очередь. Посоветовала эти ставки технологам отдать – там живая работа.
Наталья Ильинична отнесла расчеты директору фабрики. Директор приняла во внимание предложение и… перевела дипломированного экономиста инженером по новой технике и рационализации.
-Вот это было интересно! – рассказывает Наталья Ильинична. - Я заключала договоры с научно-исследовательскими институтами, заказывали новые поточные линии, выписывали новейшее оборудование «ПФАФФ», «Джуки», которое и шило, и обметывало сразу. Производительность сумасшедшая. Здесь было движение, и работу свою сразу видишь. Кроме того, на фабрике создали малое предприятие Казахстан - Германия - Канада, которое тоже приносило прибыль. Она шла на развитие предприятия и инфраструктуры. Меня избрали освобожденным председателем профкома. Тут уж скучать не приходилось. На фабрике тогда работало более тысячи человек. Производство наше было прибыльным, и поэтому мы много строили: новое здание фабрики, детский сад, общежитие, кооперативное жилье. С нашими «девочками», которые сейчас уже на пенсии, мы и теперь встречаемся, переписываемся, так они до сих пор вспоминают, благодарят.
В 1991 году начались трудные времена для всей промышленности, и фабрика имени «8 марта» не была исключением, производство встало. Все остались без работы.
-Муж у меня преподавал в университете высшую математику, зарплату там задерживали по полгода. У меня дети на руках, тогда второму сыну было шесть лет - надо было как-то выживать. На семейном совете мы приняли решение переехать в деревню.
Начался новый этап в жизни Натальи Ильиничны. Этап трудный, но такой же интересный и бурный. Дом купили в селе Григорьевка на берегу Иртыша. Переехав с чадами и домочадцами, неугомонная Наталья Ильинична сразу начала «вить гнездо»: приобрели сначала одну корову, потом вторую, развели более мелкую живность, сад-огород само собой, заготовка кормов, уборка урожая и прочие сельские радости. Все это требовало времени, заботы и немалых усилий. Однако Наталье Ильиничне домашнего хозяйства было недостаточно. Она пошла работать в местную школу. Шел 1993 год, тогда многие специалисты, учителя уехали, кто в Германию, кто в Россию. Школе нужны были кадры: трудовик, историк, географ. Наталья Ильинична, пройдя квалификационную подготовку, преподавала и историю, и географию, и валеологию, и экономическую культуру, и труды.
- Это все предметы я сама знала неплохо. Я никогда не бралась за то, что не знаю, например, химию или физику. Преподавала труды. Девочки учились шить, вязать. Вы же знаете, в 90-е годы ничего не было, так мои ученицы, с удовольствием рукодельничали, шили себе юбки, платья, купальники, вязали носки. Мальчики под моим руководством строгали, пилили, учились работать на столярных, токарных станках. Делали нужные в домашнем обиходе предметы: носилки, табуретки, скворечники. Наука отца мне очень пригодилась во всех отношениях.
Кроме уроков, Наталья Ильинична с ребятами занималась разноплановой исследовательской работой. Перед отъездом в Германию коллега Шерман отдала ей документы школьного КИДа -клуба интернациональной дружбы. И в них Наталья Ильинична обнаружила информацию, что Григорьевская школа имеет большую историю и построена в 1900 году. Решили проверить эти сведения. Обратились в областной архив, в краеведческий музей, но нигде подтверждения не нашли. Краевед Эрнест Соколкин посоветовал поехать в Омск. Именно там, в архиве, удалось выяснить, что 1900 году было построено отдельное школьное здание, а сама школа была основана в 1873 году при общественном доме. Собрав большое количество информации, исторических документов и экспонатов в школе был открыт краеведческий музей, зарегистрированный по всем правилам. А в 2003 году Григорьевская школа широко отметила свое 130-летие, с приглашением иностранных гостей и получением полезных для учебного процесса подарков.
-В нашем школьном краеведческом музее была представлена вся история края, начиная со времени саблезубых тигров и до наших дней. Ведь в Григорьевке находится Красный Яр – второй «Гусиный перелет», захоронения каймаков и кипчаков VII-VIII веков. Мы с ребятишками находили глиняные черепки, кости животных, серебряные украшения и даже меч. Я отвезла наши находки историку Артуру Карловичу Мерцу в институт. Он был в восторге и организовал экспедицию. Мои школьники тоже принимали участие в археологических раскопках. Радости их не было предела. Наш школьный краеведческий музей 2005 году занял первое место среди школ области, а 2006 году - по республике. К сожалению, сейчас от этого музея мало что осталось.
Сказать, что Наталья Ильинична не привыкла сдаваться, ничего не сказать. Вот вам еще такая история, подтверждающая упорство и целеустремленность нашей юбилярши. В 1997 году в школе сменилось руководство. Пришла некая дама – назовем ее Сайран Ахтановна. Она сначала уволила весь персонал, приняв на работу своих родственников. Затем добралась и до педагогов. Наталью Ильиничну новый директор тоже собралась уволить, мотивируя это тем, что у нее нет педобразования. Но, что называется, не на ту нарвалась.
- Я решила получить второе высшее образование - педагогическое. Приехала в Павлодар, в институт, и встретила там Веру Константиновну Омарову, зав кафедрой. Она говорит: зачем вам второе высшее, поступайте в магистратуру. Ее только открыли тогда –в 1998 году. Я поступила и в 2000-ом, в 50 лет, получила красный диплом магистра педагогики и психологии. Директору крыть было нечем, и я осталась преподавать в школе, единственный магистр в Григорьевской школе. Кстати, я даже благодарна той директрисе, которая меня хотела уволить, - смеется Наталья Ильинична.
Стоит заметить, что параллельно с преподавательской деятельностью, школьными страстями и учебой в магистратуре Наталья Ильинична свое хозяйство не только не бросила, но и развивала. Для этих целей взяла даже кредит в Агропромбанке.
-Я одиннадцать голов в стадо гоняла, - с гордостью рассказывает юбилярша. - И лошадь своя была, и бараны, и козы ангорские, и куры, гуси, индоутки. На вопрос: кто же это все обслуживал? Последовал удивленный ответ: я, в основном. Муж в городе работал, приезжали с сыновьями больше по выходным. Помогали, конечно, но в 2005 – муж скомандовал: возвращаемся в город.
Переехав в Павлодар, Наталья Ильинична пришла работать в ИнЕУ на кафедру, которая тогда называлась «Агробизнес и экология», ее возглавляла Людмила Ивановна Проскурина.
- ИнЕУ - это был совершенно новый уровень. Я очень благодарна за поддержку Шолпан Шопиевне Хамзиной, Татьяне Евсеевне Затворницкой, Елене Михайловна Энсс, Марине Михайловне Поух и всем коллегам, которые сразу приняли меня в свой дружный коллектив. В ИнЕУ я сразу почувствовала себя на своем месте.
Сейчас Наталья Ильинична преподает экологию и ОБЖ, охрану труда, пожарную безопасность, экологию транспорта и городских сетей, аварийно-спасательное дело, БЖД на кафедре «Окружающая среда и химические технологии». Важными качествами ее личности является наполненность жизненной силой, энергия добра, упорство в достижении намеченных целей. Всем этим она щедро делится со своими студентами. И результаты говорят сами за себя. Ее ученики ежегодно в числе победителей и призеров международных предметных и интернет- олимпиад, выпускники занимают ведущие позиции в организациях, в которых трудятся. Студенты Натальи Ильиничны говорят, что им однозначно повезло с преподавателем. Она уверена, что научить можно только тому, что интересно самой.
- Я считаю, что искренняя и не эгоистическая заинтересованность педагога в процессе передачи знаний – необходимейшее условие. Если предмет или процесс обучения не интересен самому преподавателю, он не сможет заинтересовать студентов в результате. Педагогический труд Натальи Ильиничны отмечен большим количеством премий, грамот, дипломов, благодарственных писем от МОН РК, работодателей и университета.
Дорогая Наталья Ильинична! Сердечно поздравляем с юбилейным Днем рождения! Пусть Ваш педагогический талант, душевная щедрость еще долго остаются маяком для ваших студентов и коллег. Примите от нас искренние пожелания всего хорошего: здоровья, большого человеческого счастья, всех земных благ.
Коллектив Инновационного Евразийского университета
Фото А. Абраменко